В 1971 г. решением Правительства коллективу ОКБ была
поручена разработка сверхлегкого одноместного вертолета в интересах
Вооруженных сил СССР. Работы по проекту возглавил заместитель главного
конструктора Сергей Николаевич Фомин.
В соответствии с техническим заданием вертолет должен был быть
спроектирован так, чтобы обеспечить его укладку в транспортировочный
контейнер цилиндрической формы диаметром не более 500 мм.
Это требование определялось базированием вертолета как на надводных, так
и на подводных судах Военно-морского флота и транспортировкой к месту
эксплуатации через торпедные аппараты. Из транспортировочного состояния в
эксплуатационное вертолет должен приводиться одним человеком в течение
15 минут.
И еще одно немаловажное требование было выдвинуто заказчиком -
длительная эксплуатация вертолета при полной автономности от места
базирования.
Эти требования сразу определили концепцию конструктивного решения
вертолета - он должен быть складным, с минимальным количеством
отсоединяемых элементов.
Были рассмотрены различные компоновочные решения, изучен опыт
американцев, которые в 1956-57 гг. проводили конкурс проектов
одноместных вертолетов.
В результате большого объема расчетно-конструкторских работ вертолет был
выполнен по схеме «складного угла» с размещением пилота так же, как на
вертолете Ка-10. Вертолет был оснащен роторно-поршневым двигателем
воздушного охлаждения и колесным шасси с хвостовой упругой опорой.
Применение роторно-поршневого двигателя с воздушным охлаждением,
работающего на автомобильном топливе, решало многие задачи: уменьшились
габариты двигателя по сравнению с обычным поршневым; работа его стала
более равномерной; снизился уровень вибрации и шума; возросла
устойчивость к запуску в условиях низких температур. Кроме того,
упрощалась задача обеспечения вертолета топливом и маслами при удалении
от места базирования.В процессе разработки был построен полномасштабный
макет вертолета, на котором до мельчайших подробностей отрабатывались на
уровне рабочей документации основные компоновочные решения и
конструкция узлов складывания агрегатов и элементов вертолета.
Параллельно с макетом был создан опытный образец основного модуля
вертолета.
Конструктивно решение узлов складываемых элементов вертолета было
выполнено по схеме одноподвижных кинематических пар. Таких пар, которые
обеспечивали процесс складывания или развертывания машины в
эксплуатационное состояние, было шесть.
Отделяемыми элементами конструкции являлись только 4 лопасти соосных
несущих винтов. Стыковка лопастей осуществлялась быстроразъемным
пальчиковым соединением с фиксирующей пружинной задвижкой. Несущая
система (за исключением лопастей) и система управления вертолетом не
требовали никаких регулировочных работ после развертывания вертолета в
эксплуатационное состояние.
В результате натурной отработки конструкции вертолета удалось добиться
того, что время приведения вертолета из транспортировочного положения в
эксплутационное одним человеком составило менее 10 мин.
Вертолет не удалось довести до летных испытаний из-за недоведенности
роторно-поршневого двигателя.
Технические данные Ка-56:
Экипаж: 1 чел., двигатель: роторно-поршневой ДВС, взлетный вес: 220кг,
полезная нагрузка: 110кг, максимальная скорость: 110км/ч, максимальная
высота полета: 1700м, дальность полета: 120км
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Источник: http://www.pokazuha.ru/
Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1229629317.php |